Летний лагерь. Для одних это радость
общения с друзьями, познание окружающего мира, для других - горечь непонимания,
непризнания, безрадостный месяц, такой короткий миг и в то же время, такой
длинный период из жизни ребёнка.
Как работать с ребятами? Как
заинтересовать их в том или ином деле? Как и чем можно помочь этим мальчишками
и девчонкам в трудных ситуациях? Как ответить на сотни вопросов, сыплющихся
каждый день? Что нужно сделать, чтобы ребята поверили тебе и пошли за тобой? На
добрую сотню подобных вопросов должен знать ответ вожатый. Ведь именно он
является капитаном детского корабля, самым значимым взрослым в этот летний
месяц.
Спектр проблем, который встаёт перед
вожатым, особенно начинающим, очень широк. И однозначно дать ответы на
возникающие вопросы просто невозможно. Основным руководителем деятельности
вожатого в летнем оздоровительном лагере должна быть его совесть, его
внутреннее «Я».
Задача этих рекомендаций состоит в
предложении вожатому некоторых игр, методик, используемых в оздоровительных
лагерях, которые стали в последнее время наиболее популярными. Это не
руководство к деятельности вообще, а лишь тот методический минимум, которым
должен, с нашей точки зрения, владеть вожатый.
1.Структура лагерной смены
Каждую лагерную смену можно
разделить на 3 основных периода:
1. Организационный (адаптационный)
Это короткий по времени и насыщенный
по содержанию, начальный этап лагерной смены. Обозначим задачи оргпериода для
педагога:
v познакомить ребят друг с другом,
v обучить и приучить ребят соблюдать режим,
v обучить и приучить ребят соблюдать
санитарногигиенические нормы,
v дать возможность детям проявить себя, свои
способности и возможности в разнообразной творческой, интеллектуальной,
физической деятельности.
2. Основной
В этот период наряду с
многочисленными отрядными делами, спортивными соревнованиями, походами,
занятиями в кружках, проводятся большие общелагерные мероприятия. В
общелагерные мероприятия должны быть включены все дети без исключения. Здесь
необходимо помнить один из главных законов воспитательной работы: воспитывает
не только и не столько само мероприятие, сколько подготовка к нему. Именно в
ходе подготовки распределяются те или иные, поручения, которые вовлекут ребят в
деятельность, именно здесь создается простор для инициативы, творчества детей.
3. Заключительный (или итоговый)
По насыщенности финальные дни можно
сравнить с оргпериодом, а по эмоциональному подъему им почти нет равных в
смене. Происходит эмоциональное сплочение коллектива, взлет его деятельности. И
главная задача вожатого — усилить эмоциональный фон последних дней пребывания
детей в лагере.
К концу смены становится заметно,
что изменилось поведение детей. Они стали чуть более возбужденными, чуть более
болтливыми, чуть более раскованными и гораздо больше неуправляемыми. В эти дни,
как во все другие есть место отрядным делам. Конечно, их должно быть немного и
они должны иметь он должны определенную направленность. Прежде всего, это
подведение итогов. Например, игры: «Все о смене, все о себе», прощальный огонек
«Расскажи мне обо мне», где можно написать наказ или пожелания ребятам
следующей смены.
Детям будет приятно, если вожатый
своими руками сделает им подарки. Они могут быть скромными — медалька с
эмблемой отряда или любым другим рисунком, но при этом важно, чтобы каждый ее
получил персонально. Можно сделать на одной медальке надпись «За самые
интересные идеи», на другой - «За самый звонкий смех», на третьей — «За самый
здоровый аппетит», еще на одной — «За самый интересный случай» или «Самому
веселому», «Самому непоседе» и т.д.
Логика развития смены
Программа воспитательной и
познавательно - развлекательной деятельности ДОЦ должна отвечать главному
принципу —постепенности возрастания физических и эмоциональных нагрузок
на детей в течение лагерного дня и всей смены.
В первые два дня смены планируются дела,
связанные с малой физической и эмоциональной нагрузкой («Огоньки» знакомств,
экскурсии по лагерю и т.д.). Это способствует первичной адаптации ребенка к
новым для него условиям, формированию детского коллектива.
С третьего - четвертого дня проводятся мероприятия с более
выраженной нагрузкой. Пик нагрузки к середине смены постепенно увеличивается.
Предполагается, что все участники лагерной смены будут вовлечены в различные
виды деятельности.
В завершающий период смены подводится итог
совместной деятельности и проведения лагерной смены. Проводится торжественная
церемония награждения и чествования лучших ребят.
Основы взаимодействия в
организационный период
Цели, задачи
|
Конкретные
действия
|
Практическая
значимость
|
Содействие
адаптации ребенка в условиях ДОЦ
Определение
территориальных границ, знакомство с правилами проживания
|
Экскурсия по лагерю с подробным указанием важных объектов (главный вход, расположение административно
- хозяйственных служб, телефона, бассейна, медпункта, столовой, стадиона,
спальных корпусов, душевых)
Рассказ о законах и традициях лагеря
|
Ребенку
дано представление о месте временного проживания
Снятие
синдрома «самостоятельный разведчик», удовлетворение детского
любопытства
Привитие
поведенческих норм посредством выполнения законов, соблюдения традиций
|
Создание
благоприятных жилищных условий
Знакомство
с педагогами, воспитателями
|
Экскурсия по жилому корпусу(расположение, комнат, туалета, комнаты
вожатого)
Распределение
детей по комнатам, с указанием кому лично принадлежит какая мебель(кровати, тумбочки, полки в шкафу)
Беседа
«Лагерь твой дом и ты в нем хозяин»
|
Обустройство
ребенка во временном жилище
Снятие
вопросов типа «А где находится?»
Первичное
формирование микрогрупп
Разрешение
конкретных хозяйственных проблем ребенка: замена белья, пользование
инвентарем для уборки комнат и территории, предметами для самообслуживания
|
Предъявление
норм поведения
|
Общий сбор детей корпуса, представление педагогов,
вожатых, обслуживающего персонала
Самопредставление педагогов, краткий рассказ о себе…
|
Содействие
процессу адаптации
|
2. Советы «БЫВАЛЫХ»
будущим вожатым
v Фиксируйте, запоминайте,...
|
Внимание! Для просмотра скрытого текста и скачивания файлов необходимо зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
|
|